Main
А A А
ПоискРегиональные представительства

ENGLISH VERSION

О РЗС
История Союза
Руководство Союза
Структура Союза
Региональные представительства
Уставные документы
Доска Почета РЗС
Контакты



История Союза

В 2019 году Российский Зерновой Союз отметил знаменательное событие в своей истории ― 25 лет со дня образования.

За время своего существования Союз превратился в профессиональное и авторитетное объединение участников зернового рынка, настойчиво и эффективно отстаивающее интересы отрасли, содействующее формированию и реализации государственной агропродовольственной политики и развитию российской экономики в целом.

Точкой отсчета истории Российского Зернового Союза стало 18 августа 1994 года, когда на Учредительном собрании было принято решение о создании некоммерческой организации «Зерновой союз», который был зарегистрирован 23 ноября того же года. Учредителями выступили семь организаций: ОАО «Федеральная контрактная корпорация «Росхлебопродукт», АООТ «Корпорация «Мособлхлебопродукт», ОАО «АТО ОГО», АООТ «Рязанская зерновая компания», Московская Биржа МТБ, АОЗТ «Агрин» и ВАО «Экспортхлеб». Большое влияние в становлении Зернового Союза оказали Алексей Васильевич Гордеев, Виктор Александрович Семенов, Вячеслав Аронович Бутковский, Игорь Мефодиевич Чекмезов и многие другие.

С особым трепетом хочется назвать людей, которые стояли у руля в сложный период становления, взвалив на свои плечи весь груз ответственности за деятельность Зернового союза по развитию и совершенствованию российского зернового рынка, по созданию благоприятных условий для зернового бизнеса. А именно, экс-президент Зернового союза Александр Николаевич Кириллин, возглавлявший организацию в период 1994-1995 гг. и экс-президент Александр Ефремович Юкиш, являвшийся президентом в период 1995-2002 гг. Благодаря личным качествам, высокому профессионализму этих людей, их самоотверженности Зерновой союз встал на ноги, стал авторитетной общественной организацией, столь необходимой сегодня для объединения всех участников зернового рынка.

Аркадий Леонидович Злочевский, бессменный председатель правления РЗС с момента основания Союза, с октября 2002 года и по настоящий момент является президентом Российского Зернового Союза.

Первоочередной задачей для созданного Союза стала разработка программы работы Союза и Концепции развития рынка зерна России. Перед зерновой отраслью в те нелегкие годы стояло много проблем: существовали ограничения на вывоз зерна из регионов, административные барьеры не давали частному бизнесу нормально развиваться, система налогообложения сельхозпроизводства требовала срочных и серьезных изменений, отсутствие информации о текущем состоянии рынка и аналитики о перспективах его развития также оказывало негативное влияние на ситуацию на рынке. Неадекватные меры государственного регулирования зернового рынка, в частности, интервенции импортной гуманитарной помощи и существование различных программ по вбрасыванию на рынок иностранной продукции убивали стимулы для производства отечественной сельхозпродукции. Концепция стала основой для работы Союза вплоть до начала 2000-х годов: к 2002 году, во многом благодаря работе РЗС, описанные выше проблемы были частично или полностью решены.  

Вторым приоритетом стало расширение членской базы Союза, вовлечение новых организаций в свою деятельность. В 1995 году стартовал проект по региональному развитию: в ряде регионов страны появились официальные представители Российского Зернового Союза.

В настоящий момент РЗС объединяет 275 организаций агропромышленного сектора. Свыше 50% членов Союза являются зернопроизводителями и предприятиями по хранению и переработке зерна; операторы рынка зерна, включая инфраструктурные организации, составляют 25% от общего числа членов Российского Зернового Союза. Члены Союза, с учетом региональных зерновых союзов, обеспечивают около 20% производства российского зерна, свыше половины объемов производства муки и комбикормов, две трети рыночного оборота зерна и свыше 90% экспорта зерна и продуктов его переработки.

Важнейшим достижением Российского Зернового Союза того времени стало создание полноценной системы информирования членов РЗС, а также сторонних организаций, о текущем состоянии и перспективах развития зернового рынка. Информационные материалы Союз начал предоставлять своим членам еще в 1995 году, но четко построенной системы информирования тогда еще не было. В 1998 году на регулярной основе начали выходить Вестник и Бюллетень Союза, были изданы справочники по торговле зерном, многочисленные книги.

В октябре 2000 года стартовал пилотный проект по внедрению складских свидетельств на зерно, который после 2003 года начал превращаться в развитую систему Добровольной сертификации РЗС. В итоге на настоящий момент активно используются две системы добровольной сертификации и Система менеджмента качества по стандартам ISO.

На сегодняшний день Российский Зерновым Союзом сертифицировано 112 предприятий в 27 регионах РФ. Общая зерновая емкость этих предприятий составляет более 10 млн т., в т.ч. элеваторная емкость ― 6,8 млн т.

Результатом работы Союза в тот период стала отмена запретов на вывоз зерна из регионов и прекращение гуманитарных поставок и интервенций иностранной продукции на российский рынок к 2001 году. Также по обращениям Союза была сохранена льготная ставка НДС на сельхозпродукцию, претерпел изменение режим таможенно-тарифного регулирования ввоза и вывоза сельхозпродукции.

Большая работа была проделана Российским Зерновым Союзом относительно формирования позиции России по вопросу присоединения к Всемирной торговой организации. При этом Союз, будучи авторитетной организацией, обладающей серьезными ресурсами, зачастую выполнял не свойственную ему, на первый взгляд, работу. Так, в 2001 году именно РЗС подал заявление в Комиссию по защитным мерам и таможенно-тарифной политике при Правительстве РФ о квотировании ввоза на территорию России импортной мясной продукции. Стоит отметить, что реализация данного предложения была крайне сложным делом.

По результатам проделанной большой работы в 2001 году была принята вторая редакция Концепции развития рынка зерна России на среднесрочную перспективу. Она ознаменовала собой переход российского зернового хозяйства от фазы выживания в условиях рынка к фазе устойчивого роста.

Главной задачей нового руководства тогда, в 2003 году, было упорядочить работу Союза, придать ей глубокий системный характер и наладить максимально тесное взаимодействие с органами государственной власти. При этом изменился сам принцип, на котором строилась работа Союза: «Профилактика дешевле, чем лечение». РЗС от преодоления возникающих проблем перешел к политике их недопущения. Это привело к повышению эффективности работы и, соответственно, расходования средств Союза. Примером, наглядно иллюстрирующим данный тезис в действии, служит работа Союза по пресечению попыток количественных и тарифных ограничений экспорта зерна. Союз считал и считает, что для полноценного развития зернового производства в России необходимо создавать широкие каналы для сбыта сельхозпродукции, в том числе и за рубеж.

Основой деятельности Союза стала разработка мер по поддержке отечественного сельхозтоваропроизводителя, причем производителя не только зерна, но и других видов аграрной продукции, в частности, масличных. Расширение бюджетной поддержки сельхозпроизводителей и субсидирования процентных ставок по привлекаемым крестьянами кредитам, развитие системы лизинга сельхозтехники и внесение в список предоставляемого по лизинговым программам оборудования большого числа новых позиций, введение ввозных таможенных ставок на рис и отмена ввозных таможенных пошлин на соевый шрот, соевые бобы, кукурузу и рыбную муку, введение скидок на железнодорожные перевозки зерна и муки ― все это лишь часть того, что было проделано Союзом с 2003 года по 2008 годы.

Также важным направлением работы РЗС стало совершенствование нормативно-правовой базы рынка зерна. Началась системная работа по подготовке законопроектов, проектов постановлений и приказов, поправок к уже действующим документам. Союз активно включился и в разработку технических регламентов: было подготовлено 8 таких документов. РЗС внес ощутимый вклад в разработку стратегии развития АПК, которая легла затем в основу Приоритетного национального проекта «Развитие АПК», Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и на 2013-2020 годы.

В 2008-2012 годах Российский Зерновой Союз продолжил работу по разработке технических регламентов. В частности, «О безопасности зерна», «О безопасности кормов и кормовых добавок», «О требованиях к безопасности муки и сопутствующих продуктов», «О требованиях к безопасности крупы и сопутствующих продуктов», «О требованиях к биологической безопасности и безвредности генно-инженерно-модифицированных (трансгенных) растений».

Значимым моментом для снятия сохраняющихся административных барьеров при обороте зерна в 2011 году стала отмена с 1 августа 2011 года действия Федерального Закона № 183 «О государственном надзоре и контроле за качеством зерна и продуктов его переработки». В существовавшем виде № 183-ФЗ не обеспечивал правовое регулирование современных отношений на рынке зерна, содержал требования, устанавливающие технические и административные барьеры для субъектов отрасли, отмены которых последовательно добивался РЗС.

Была проведена работа с федеральными органами власти по сокращению перечня документов о безопасности зерна при его железнодорожных перевозках, предусматривая оформление единого сертификата на всю отгружаемую партию.

Другими достижениями Российского Зернового Союза того периода также стали снижение экспортной пошлины на соевые бобы и установление исключительных тарифов на перевозку зерна из Сибири и с Юга в регионы, пострадавшие от засухи в 2010 г.

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы Союз последовательно выступал за увеличение масштабов государственной поддержки и кредитования, несвязанной поддержки сельхозпроизводителей, упрощение и повышения прозрачности распределения субсидий.

По результатам этих обращений ежегодно выделялись дополнительные средства на субсидирование кредитов, расширен перечень получателей господдержки за счет инфраструктурных организаций, перерабатывающих производств, расширен перечень машин и оборудовании, по которым предусмотрены льготные условия приобретения, введена единая субсидия, что позволило снять ограничения по направлениям использования средств поддержки, которые в большей степени стали определятся потребностями сельхозпроизводителей, также поддержана инициатива по расширению прав Минсельхоза России по перераспределению неиспользованных средств субсидий по кредитам.

По инициативе Российского Зернового Союза Президентом России В.В. Путиным в октябре 2015 года была дано поручение разработать долгосрочную стратегию развития зернового комплекса, в подготовке которой активное участие принимал РЗС. В настоящее время разработана и находится в Правительстве России «Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2025 года и на перспективу до 2030 года». Существенный объем работ выполнен в части корректировки «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020», «Стратегии повышения качества пищевой продукции в Российской Федерации до 2030 года», «Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года», проекта ведомственной целевой программы «Развитие глубокой переработки зерна на период 2014-2020 годы», Приоритетного проекта Правительства Российской Федерации «Экспорт продукции АПК», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 г. № 11.

РЗС ведет постоянную работу с ОАО «РЖД» по вопросам оптимизации и рационализации тарифов на перевозки. Необходимо отметить, что партнерская работа с перевозчиками и ОАО «РЖД» дает определенные результаты: ушли в прошлое проблемы с наличием вагонов и длительными сроками подачи заявок, в основном снято напряжение в вопросах санкций, а если они и возникают, то Союз принимает необходимые меры по их разрешению в интересах грузоотправителей.

В 2016 году ОАО «РЖД», по инициативе Союза, ввело понижающий коэффициент 0,889 к действующим тарифам на экспортные перевозки зерновых грузов в вагонах, при расстоянии перевозки до 600 километров включительно, хотя она была отменена с 2017 года, но работа по ее установлению продолжается. Также была поддержана инициатива Союза по снятию нормы обязательности тахографов на все виды сельскохозяйственной техники, используемой для нужд обеспечения производственной деятельности.

Российский Зерновой Союз постоянно выступал за отказ от таможенно-тарифных ограничений при экспорте продукции АПК и после очередного введения пошлин на экспорт пшеницы с 01 июля 2015 года занял однозначную позицию о нецелесообразности и нерезультативности такой меры регулирования. По результатам активной работы с органами госвласти Правительство России обнулила экспортную пошлину на пшеницу с 23 сентября 2016 года до 1 июля 2018 года, при этом официальные лица заявили, что принципиальной позицией является отказ от введения таких пошлин в дальнейшем.

По инициативе Российского Зернового Союза идет процесс создания саморегулируемой организации «Союз Хранителей Зерна». Миссией СРО «Союза Хранителей Зерна» является защита интересов широкого круга участников аграрного рынка (хранителей, поклажедателей, потребителей зерновых и масличных культур), повышение доступности кредитов и инвестиционной привлекательности отрасли, повышение конкурентоспособности российского зерна и продуктов его переработки, а также создание необходимых правовых, экономических и других условий для наиболее эффективной деятельности и взаимодействия участников агропродовольственного рынка.

В 2013 году на базе РЗС был создан Национальный Кормовой Союз. В рамках единой программы деятельности НКС сконцентрировался на решении наиболее актуальных проблем отрасли в сфере технического регулирования и другим вопросам, связанным с кормопроизводством, оперативном информировании участников рынка о недобросовестной работе на кормовом рынке отдельных компаний, поддержке членов НКС во взаимодействии с государственными органами и контролирующими организациям.

Важным мероприятием для Российского Зернового Союза всегда являлись ежегодные конференции для членов РЗС и других участников зернового бизнеса. Традиционно РЗС проводит агротехнологическую конференцию «АгроHighTech», международный зерновой раунд «Рынок зерна ― вчера, сегодня, завтра», международную конференцию «Причерноморское зерно и масличные», а также другие деловые мероприятия, проходящие зарубежом. Согласно Уставу Российского Зернового Союза каждые 5 лет проводится Общее собрание членов РЗС, на котором обсуждается ситуация на зерновом рынке, рассматривается отчет о деятельности Союза и перспективы его развития.

В 2009 и 2016 годах Российский Зерновой Союз совместно с Правительством Российской Федерации и Минсельхозом России участвовал в подготовке и организации I и II Всемирного зернового форума.

Подводя итог, можно смело сказать, что во многом благодаря профессиональной и взвешенной позиции Российского Зернового Союза его члены и все игроки зернового рынка избежали колоссальных издержек, связанных с принятием важнейших государственных решений, сохранили деньги, смогли направить их на развитие и в результате зерно России, наряду с нефтью, газом и оружием, ярко представлено на мировом рынке.

Российский Зерновой Союз продолжит и приумножит свою многогранную, чрезвычайно важную и востребованную бизнесом и обществом деятельность на благо экономического процветания России.

Российский Зерновой Союз находится по адресу:
107023, г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 3а стр. 1, этаж 9, офис 2,3,4
Почтовый адрес: 107023, г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 3-а стр. 1, 9 этаж
Телефон: (495) 369-44-58
Факс: (495) 369-44-58
Подписка RSS
Контакты подробнее
Карта сайта