Main
А A А
ПоискРегиональные представительства

ENGLISH VERSION

Аналитика
Оперативная информация
Бюллетень
Вестник
Обзоры
Исследования
Информационные материалы
 
ВТО
 
 
Зерновая отрасль России в ВТО
 
 
Документы по ВТО
 
 
Ограничительные меры стран ВТО
 
 
Модернизация отрасли: позиция РЗС
Глубокая переработка зерна
Аналитика РЗС
Информация для участников ВЭД



Зерновая отрасль России в ВТО

Преимущества от вступления  в ВТО для российской зерновой отрасли:

Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российского зерна и продуктов его переработки на иностранные рынки;

Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО;

Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Испытания для российской зерновой отрасли от вступления в ВТО:

Снижение таможенных пошлин на импортируемую сельскохозяйственную продукцию. Средняя значение по всем категориям продукции - 5%-ных пункта. Снижение таможенных пошлин приведет к снижению рентабельности сельхозпроизводиетелей из-за соответствующего падения цены на внутреннем рынке. В последние годы рентабельность сельского хозяйства с учетом субсидий составляет в последние годы 9-11%, снижение, по грубым оценкам, означает падение рентабельности до 5%;

Рост тарифов. Тенденция последних лет не изменится - рост стоимости средств производства в динамике опередит рост цен на сельхозпродукцию. У России нет обязательств по поднятию внутренних цен на энергоресурсы до мирового уровня, но по требованию ВТО, они должны будут всем потребителям продаваться с прибылью. Это означает рост цен, по данным правительства, как минимум на 10-11% в год. Цены на энергоресурсы "тянут" за собой практически все остальные цены на средства производства сельхозпроизводителей;

Отмена льготных тарифов на железнодорожные перевозки продукции российских сельхозпроизводителей;

Менее жесткие санитарные требования, действующие в ВТО, по сравнению с российскими требованиями, что создает риск роста импорта вредных для здоровья пищевых продуктов.

Обязательства, касающиеся агропромышленного комплекса, взятые Россией при вступлении в ВТО 

Взятые обязательства сгруппированы в 3 категории:  

Меры и уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей;

Обеспечение доступа на рынок сельхозпродукции;

Экспортные субсидии.

Тариф РНБ. Сельскохозяйственные торвары

Таблица ежегодных снижений  ставок. Сельскохозяйственные товары 

Меры и уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей.

Став членов ВТО, Россия должна придерживаться правил субсидирования отрасли, определенных соглашением ВТО по сельскому хозяйству, а также обязательств по скращению субсидий, согласованных в ход переговоров.

Внутреняя поддержка сельхозпроизводителей в рамках ВТО разделяется на три типа, получивших название «корзин», в зависимости от степени искажающего воздействия на торговлю: желтая, зеленая и голубая.

В «зеленую корзину» входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю, то есть на рынок, или оказывающие минимальное воздействие, например: поддержка на развитие инфраструктуры; на научные исследования; на подготовку кадров; на программы страхования урожая; программы региональной помощи; а также, не связанная с производством поддержка доходов сельхозпроизводителей. Меры «зеленой корзины» могут применяться без ограничений. 

В «желтую корзину» входят меры, искажающие рынок. Их начальный, конечный размер и темп сокращения до согласованного уровня обсуждаются в ходе переговоров. К «желтой корзине» относятся: ценовая поддержка; субсидирование процентных ставок по кредитам; компенсация затрат на горючее и смазочные материалы, удобрения, другие материально-технические ресурсы; списание долгов; другие, не вошедшие в «зеленую корзину» меры поддержки. Обязательства по мерам «желтой корзины» фиксируются для каждого члена ВТО в перечне в виде агрегированных мер поддержки.

«Голубая корзина» включает меры субсидирования, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции. Эти меры не подлежат обязательному сокращению, если выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаю или к фиксированной численности поголовья.

Вместе с тем, существует исключение из этих правил регулирования, которое позволяет не включать в лимитированные меры поддержки субсидии, не превышающие 5% стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Оно называется правило Де Минимис.

Обеспечение доступа на рынок сельхозпродукции. 

Наиболее значимой мерой является изменение таможенно-тарифного регулирования. Перечень обязательств по доступу на агропродовольственный рынок России охватывает около 2,5 тыс. тарифных линий. По каждой тарифной линии фиксируются предельные уровни ставок — начальный и конечный перио­ды, переходный период, в течение которого осуществляется снижение предельной ставки.

В целом по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продоволь­ствие средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня. 

Экспортные субсидии 

Россия вступила в ВТО на специальных условиях, так называемых «ВТО-плюс», которые предусматривают дополнительные ограничения, особенно жесткие по отношению к развитым странам. Среди этих дополнительных условий – сокращение поддержки сельхозпроизводителей в 2 раза за имплементационный период и полный запрет на использование экпортных субсидий.

Уровень поддержки зерновой отрасли

Формально Россия может установить прямую поддержку сельхзпроизводителям уже в 2012 г на уровне 9 млрлд. с последующим сокращением его равными долями до 4,4 млрд долл. к 2018 г . Сегодня уровень поддержки составляет как раз эти 4,5 млрд долл. Нужно учитывать также, что это только прямая поддержка сельхозпроизводителей (так называемая, «желтая корзина»), которая лимитирована, поддержка в рамках разрешенных мер поддержки («зеленая корзина») может оказываться без ограничений.

Например, будет увеличена поддержка за счет мер, не влияющих прямо на цену продукции и ресурсов, например, путем предоставления субсидий на гектар посевов (так называемые, погектарные выплаты) или на голову скота, зафиксировав их объем. Можно без ограничений увеличивать поддержку науки, образования, поддержку развития инфраструктуры.

В то же время разрешенный уровень поддержки из категирии "желтой корзины" для ряда ранее вступивших в ВТО стран даже с учетом масштабов сельскохозяйственного производства многократно превышает уровень, разрешенный в России. Например, совокупная поддержка из национальных бюджетов и общего бюджета ЕС составляет около 100 млрд долл. США. При этом надо понимать, что «желтая корзина» является не основным регулятором финансирования сельского хозяйства в развитых странах. Так, например, в США из общего объема поддержки на «желтую корзину» приходится лишь 4% и 90% на зеленую корзину.


Российский Зерновой Союз находится по адресу:
107023, г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 3а стр. 1, этаж 9, офис 2,3,4
Почтовый адрес: 107023, г. Москва, ул. Малая Семёновская, д. 3-а стр. 1, 9 этаж
Телефон: (495) 369-44-58
Факс: (495) 369-44-58
Подписка RSS
Контакты подробнее
Карта сайта