Обязательства, касающиеся агропромышленного комплекса, взятые Россией при вступлении в ВТО
Взятые обязательства сгруппированы в 3 категории:
• Меры и уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей;
• Обеспечение доступа на рынок сельхозпродукции;
• Экспортные субсидии.
Тариф РНБ. Сельскохозяйственные торвары
Таблица ежегодных снижений ставок. Сельскохозяйственные товары
Меры и уровень государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Став членов ВТО, Россия должна придерживаться правил субсидирования отрасли, определенных соглашением ВТО по сельскому хозяйству, а также обязательств по скращению субсидий, согласованных в ход переговоров.
Внутреняя поддержка сельхозпроизводителей в рамках ВТО разделяется на три типа, получивших название «корзин», в зависимости от степени искажающего воздействия на торговлю: желтая, зеленая и голубая.
В «зеленую корзину» входят меры поддержки, не оказывающие искажающее воздействие на торговлю, то есть на рынок, или оказывающие минимальное воздействие, например: поддержка на развитие инфраструктуры; на научные исследования; на подготовку кадров; на программы страхования урожая; программы региональной помощи; а также, не связанная с производством поддержка доходов сельхозпроизводителей. Меры «зеленой корзины» могут применяться без ограничений.
В «желтую корзину» входят меры, искажающие рынок. Их начальный, конечный размер и темп сокращения до согласованного уровня обсуждаются в ходе переговоров. К «желтой корзине» относятся: ценовая поддержка; субсидирование процентных ставок по кредитам; компенсация затрат на горючее и смазочные материалы, удобрения, другие материально-технические ресурсы; списание долгов; другие, не вошедшие в «зеленую корзину» меры поддержки. Обязательства по мерам «желтой корзины» фиксируются для каждого члена ВТО в перечне в виде агрегированных мер поддержки.
«Голубая корзина» включает меры субсидирования, направленные на ограничение производства сельскохозяйственной продукции. Эти меры не подлежат обязательному сокращению, если выплаты привязаны к фиксированным площадям и урожаю или к фиксированной численности поголовья.
Вместе с тем, существует исключение из этих правил регулирования, которое позволяет не включать в лимитированные меры поддержки субсидии, не превышающие 5% стоимости произведенной сельскохозяйственной продукции. Оно называется правило Де Минимис.
Обеспечение доступа на рынок сельхозпродукции.
Наиболее значимой мерой является изменение таможенно-тарифного регулирования. Перечень обязательств по доступу на агропродовольственный рынок России охватывает около 2,5 тыс. тарифных линий. По каждой тарифной линии фиксируются предельные уровни ставок — начальный и конечный периоды, переходный период, в течение которого осуществляется снижение предельной ставки.
В целом по тарифу на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие средневзвешенная ставка будет снижена на треть от ее текущего уровня.
Экспортные субсидии
Россия вступила в ВТО на специальных условиях, так называемых «ВТО-плюс», которые предусматривают дополнительные ограничения, особенно жесткие по отношению к развитым странам. Среди этих дополнительных условий – сокращение поддержки сельхозпроизводителей в 2 раза за имплементационный период и полный запрет на использование экпортных субсидий.
Уровень поддержки зерновой отрасли
Формально Россия может установить прямую поддержку сельхзпроизводителям уже в 2012 г на уровне 9 млрлд. с последующим сокращением его равными долями до 4,4 млрд долл. к 2018 г . Сегодня уровень поддержки составляет как раз эти 4,5 млрд долл. Нужно учитывать также, что это только прямая поддержка сельхозпроизводителей (так называемая, «желтая корзина»), которая лимитирована, поддержка в рамках разрешенных мер поддержки («зеленая корзина») может оказываться без ограничений.
Например, будет увеличена поддержка за счет мер, не влияющих прямо на цену продукции и ресурсов, например, путем предоставления субсидий на гектар посевов (так называемые, погектарные выплаты) или на голову скота, зафиксировав их объем. Можно без ограничений увеличивать поддержку науки, образования, поддержку развития инфраструктуры.
В то же время разрешенный уровень поддержки из категирии "желтой корзины" для ряда ранее вступивших в ВТО стран даже с учетом масштабов сельскохозяйственного производства многократно превышает уровень, разрешенный в России. Например, совокупная поддержка из национальных бюджетов и общего бюджета ЕС составляет около 100 млрд долл. США. При этом надо понимать, что «желтая корзина» является не основным регулятором финансирования сельского хозяйства в развитых странах. Так, например, в США из общего объема поддержки на «желтую корзину» приходится лишь 4% и 90% на зеленую корзину.