20.09.2024
Зерновая биржа БРИКС: вызов или блеф?
Д-р Александр А. Белозерцев
Шесть месяцев назад Российский союз экспортеров зерна (RUSGRAIN) официально предложил президенту Владимиру Путину создать зерновую биржу БРИКС.
БРИКС — это аббревиатура от названия его стран-учредителей - Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка.
В этом году Россия председательствует в организации БРИКС, поэтому российское правительство пытается формализовать это предложение и продвигать его вперед. Изначально идея была разработана не самим Союзом экспортеров зерна, а заимствована у экспертов организованного товарного рынка (см. статьи в «Коммерсанте»: www.kommersant.ru/doc/5327239 и www.kommersant.ru/doc/6044565).
На данный момент RUSGRAIN создал то, что можно было бы назвать “политической гиперболой”, хайпом, поскольку в его предложении пока очень мало содержания. Оно состоит только из общих заявлений и некоторых идеологизмов, при отсутствии концептуального и методологического смысла. Мировое зерновое сообщество нуждается в детальных разъяснениях по поводу этой инициативы, - именно в том, какие вызовы ей предстоит преодолеть, и каков план решения этих проблем и практической реализации этого предложения.
Вызов
По сути, первые пять стран БРИКС занимают уникальное положение в мировой зерновой экономике, являясь одними из крупнейших в мире производителей и потребителей зерна и зерновых продуктов (риса, пшеницы, кукурузы и ячменя). Некоторые из них также входят в число ведущих мировых экспортеров и импортеров зерна.
Китай и Индия производят и потребляют более 50% мирового производства риса. Более того, Китай является крупнейшим в мире импортером зерновых и масличных культур (кукурузы, соевых бобов, пшеницы, ячменя, семян подсолнечника и т.д.), пытаясь постоянно прокормить свое 1,5-миллиардное население. Китай, Индия и Россия входят в тройку крупнейших производителей пшеницы, на долю которых приходится более 42% мирового производства. Россия является крупнейшим в мире экспортером пшеницы и входит в тройку крупнейших экспортеров зерна. Бразилия и Южная Африка являются стабильными экспортерами зерна (кукуруза, соя, пшеница) и оказывают значительное влияние на мировую торговлю зерном. Недавно присоединившиеся к БРИКС страны (Египет, Эфиопия, Иран, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты) также играют значительную роль на мировом зерновом рынке в качестве крупных импортеров зерна и зернопродуктов. По сути, первые пять стран БРИКС занимают уникальное положение в мировой зерновой экономике, существенно влияя на формирование основных потоков товарного зерна и, соответственно, на процессы ценообразования на зерновую продукцию в мировом масштабе.
Страны БРИКС торгуют зерном не только между собой; их зерновые операции глубоко интегрированы в мировой рынок. Например, Китай — крупнейший потребитель и импортер зерна в мире — активно закупает кукурузу, пшеницу и соевые бобы в Австралии, Аргентине, Бразилии, Европейском союзе, России, Южной Африке и Соединенных Штатах. Бразилия и Россия экспортируют зерно более чем в 100 стран мира. Индия и Южная Африка торгуют зерном с различными поставщиками и потребителями зерна.
Не смотря на выдающиеся позиции стран БРИКС в мировом зерновом балансе, ценообразование их экспорта и импорта зерна, в основном, основывается на общепринятых ценовых индикаторах (бенчмарках), производимых известными биржами зерновых деривативов Северной Америки и Европы. Именно поэтому мировые цены на зерно по-прежнему в основном деноминированы в долларах США, а расчеты за поставки также осуществляются преимущественно в долларах США. Вероятно, страны БРИКС испытывают определенный дискомфорт не только при ценообразовании их зернового экспорта и импорта, но и при попытках управлять своими ценовыми и валютными рисками на мировом рынке зерна.
Обладая значительными товарными потоками зерна, эти страны начали говорить о более прозрачной и справедливой торговле зерном, основанной на их собственных бенчмарках и инструментах хеджирования. Предполагается, что развитие их собственного организованного зернового рынка (биржи) могло бы помочь деноминировать их зерновые операции главным образом в валютах стран БРИКС, а также способствовать созданию общей валюты БРИКС. Это действительно уникальная и сложная задача, которая требует определенных концептуальных решений, соответствующей бизнес-модели и целенаправленных шагов по внедрению, основанных на сильной политической воле, глубоком знании того, как работает современный организованный товарный рынок, а также на комплексном подходе.
Однако, успех совсем не гарантирован, поскольку такая биржа (если она будет создана) не станет изолированным рынком, а будет работать в довольно конкурентной среде международного зернового бизнеса. Очевидно, что по-прежнему отсутствует понимание того, где должна располагаться такая организованная торговая площадка, кто будет являться членами биржи, как она будет функционировать (наличный/спотовый рынок или рынок зерновых деривативов) и как она будет управляться.
Блеф
Первоначально, идея создания зерновой биржи БРИКС была озвучена Союзом экспортеров зерна в декабре 2023 года, а в марте 2024 года она была публично презентована президенту Путину. Это на 100% политическая инициатива России, и она пока еще не принята другими странами БРИКС.
То, как изначально была сформулирована и представлена инициатива России, представляется простым блефом без какой-либо глубокой экспертной проработки вопроса. Известно, что аппарат Союза экспортеров зерна не обладает квалифицированной экспертизой по организованным товарным рынкам, а ответственные лица, принимающие решения в российском правительстве, по-прежнему не имеют полного представления о том, как работает современная зерновая биржа. Поэтому, до сих пор отсутствует углубленное технико-экономическое обоснование предлагаемого проекта, нет в наличии серьезного концептуального документа, ни соответствующих экономических расчётов.
Вот почему, когда российская инициатива была представлена на 14-й встрече министров сельского хозяйства стран БРИКС в Москве 28 июня с. г., некоторые министры воздержались от комментариев по этому вопросу. Первоначальное предложение было перегружено общими заявлениями и противоречивыми идеями, одновременно приводя довольно противоречивые аргументы в пользу его реализации: достижение стабилизации спроса и предложения на агропродукцию; обеспечение безопасности существующих цепочек поставок; укрепление продовольственной безопасности стран БРИКС; контроль цен на зерно; и, наконец, борьба с мировыми зерновыми спекулянтами, - забывая при этом, что легальная спекуляция является неотъемлемой частью любой успешной зерновой биржи! Ни слова не было сказано о повышении эффективности взаимной торговли зерном, создании более прозрачной и адекватной системы ценообразования, развитии эффективных сервисов по управлению ценовыми рисками на зерно. Более того, в первоначальных заявлениях не было никаких признаков расширения взаимной торговли зерном под эгидой БРИКС, снижения транзакционных издержек и ценовых рисков на зерно.
В настоящее время российская инициатива представляет собой лишь общее предложение без какого-либо углубленного технико-экономического обоснования и/или бизнес-плана. Не предлагается конкретная бизнес-модель вновь создаваемого рынка (наличные/спотовые торги или рынок производных инструментов), нет представления о том, каким зерном будут торговать и в какой валюте будут осуществляться расчеты по сделкам, не озвучивается место инкорпорации будущей биржи, нет предложений по ключевым технологическим решениям, нет этапов внедрения и сроков выполнения отдельных задач, и т.д.
Особенность этой инициативы заключается в том, что она исходит от страны, которая сама до сих пор не обладает современной (futures & options) зерновой биржей. Да, Россия является крупнейшим в мире экспортером пшеницы, но она по-прежнему активно использует мировые ценовые индикаторы / бенчмарки на пшеницу (CME/CBOT, Euronext) при экспорте своего урожая. Это похоже на то, как страна, у которой нет завода Mercedes, предлагает своим политическим партнерам производить автомобили Mercedes без какого-либо участия самого Mercedes и без обладания соответствующих технологий.
В тоже время, четыре другие страны БРИКС (Бразилия, Китай, Индия и Южная Африка) уже добились значительного и ощутимого прогресса в развитии своих собственных вполне современных зерновых бирж. Некоторые из них, такие как Бразильская товарная и фьючерсная биржа (BM&FBovespa), Далянская товарная биржа в Китае (DCE), Мульти-товарная биржа в Индии (MCX) и Южноафриканская фьючерсная биржа (SAFEX) под эгидой Йоханнесбургской фондовой биржи (JSE), уже активно конкурируют с ведущими сельскохозяйственными биржами мира. Стратегически и технологически все эти биржи значительно продвинулись в торговле деривативами на сельскохозяйственные товары по сравнению со своими российскими конкурентами. Нужна ли им сейчас реализация инициативы России под эгидой БРИКС?
Совокупность факторов, включая последствия пандемии COVID-19, военный конфликт на Украине и перебои в торговле зерном в Черноморском регионе, череду экономических санкций, геополитическую неопределенность и растущую инфляцию в некоторых странах, ставит под сомнение реалистичность создания зерновой биржи БРИКС.
Создание зерновой биржи БРИКС также войдет в противоречие с мерами некоторых стран БРИКС по усилению контроля за поставками товарного зерна и ценами на него на своих внутренних рынках. Бразилия, Китай, Индия и Россия активно занимаются этим, и пока не все эти меры совместимы и скоординированы на уровне БРИКС. Например, китайский рынок по-прежнему частично закрыт для российской пшеницы и других зерновых культур из различных стран. Индия время от времени вводит некоторые серьезные ограничения на своих рынках риса и пшеницы. Россия по-прежнему применяет довольно противоречивые экспортные пошлины на пшеницу, кукурузу и ячмень.
Также, необходимо учитывать еще одно серьезное препятствие: национальное регулирование товарных бирж и рынков деривативов в странах БРИКС, которое не является унифицированным и синхронизированным. Отсутствие такой гармонизации законодательства сделает процесс внедрения более сложным и дорогостоящим. Необходимо приложить реальные усилия для создания определенного уровня правовой защищенности модели зерновой биржи БРИКС, чтобы сделать ее жизнеспособной и конкурентоспособной. Биржа не должна быть изолированным клубом. Она должна быть широко интегрирована как в национальные зерновые экономики, так и в мировой рынок зерна с широким кругом его участников. Кроме того, конкурентоспособность биржи будет во многом зависеть от того, какое зерно будет торговаться на ней.
Будущие создатели зерновой биржи БРИКС должны подумать о том, как модернизировать организованный рынок зерна в соответствии с развитием мировой зерновой экономики и происходящими в ней инновациями. Будущее торговли сельскохозяйственной продукцией - за расширением всевозможных услуг, цифровыми решениями и “зелеными” подходами, и это должно быть постоянным и всеобъемлющим процессом. Бизнес-модель и стратегии будущей биржи должны быть динамичными и гибкими, чтобы соответствовать новым тенденциям в торговле зерном. В противном случае зерновые игроки стран БРИКС и другие участники мирового зернового рынка будут игнорировать недавно созданную торговую площадку и будут в основном сосредоточены на опережающем развитии своих национальных товарных бирж.
В связи с этим зерновая биржа, практикующая наличные/спотовые торги не может рассматриваться в качестве конкурентной модели в бизнес-среде 21 века. Такой организованный рынок был бы всего лишь дополнительным каналом сбыта физического зерна, а не местом, где цены на зерно могли бы активно концентрироваться и конкурировать между собой, и где возможно реальное хеджирование ценовых рисков.
Если страны БРИКС хотят создать успешную зерновую биржу, им необходимо приступить к разработке собственных инновационных идей и подходов в торговле зерном, которые могли бы быть эффективно представлены более широкому кругу участников мирового зернового рынка и инвестиционному сообществу. Подобные действия являются важной предпосылкой будущего успеха.
Это требует широкого обсуждения и привлечения различных экспертов. Такой подход упростит процесс принятия решений и поможет избежать некоторого недопонимания партнеров и очевидных ошибок. Более того, он может привести к успешной реализации проекта, привлечению различных игроков на рынке зерна и повышению конкурентоспособности недавно созданного организованного зернового рынка. Клановость и секретность не помогут этому процессу; они только усложнят его и сделают неэффективным.
Все усилия, связанные с созданием зерновой биржи БРИКС (если такое решение будет принято), должны основываться на подробном технико-экономическом обосновании и четком бизнес-плане. Зерновые компании стран БРИКС должны быть осведомлены об основных положениях проекта, которые помогут им в принятии окончательного решения, - поддерживать его или нет. Современные зерновые биржи, которые успешно функционируют в Северной Америке, Европе, Африке, Азии и Латинской Америке, можно охарактеризовать как уникальные фабрики, где формируются цены на зерно (бенчмарки) и предоставляются уникальные услуги по хеджированию. Другими словами, они реализуют услуги по ценообразованию на зерновую продукцию и хеджированию ценовых рисков, которые пользуются большим спросом в современной зерновой отрасли. В 21 веке все они являются биржами производных инструментов, и их успех основан на разнообразии ликвидных фьючерсных и опционных контрактов, активно торгуемых на них и тесно связанных с мировой и региональной зерновой экономикой.
Высокая ликвидность создаваемого биржевого рынка не может быть достигнута без активного участия различных игроков рынка физического зерна (хеджеров), тех, кто принимает на себя ценовые риски (спекулянтов), и уважаемых финансовых институтов. С другой стороны, потенциальный инвестор никогда не пришел бы на организованный рынок, на котором отсутствует ликвидность. Это всего лишь две стороны одной медали, которые взаимно зависят друг от друга.
Многообразные участники зернового рынка в странах БРИКС нуждаются в прозрачной и эффективной информации о ценах и ликвидных инструментах хеджирования для управления ценовыми рисками. Это важно для их бизнеса, и эта потребность так или иначе должна быть удовлетворена.
Проект зерновой биржи БРИКС следует рассматривать как 100% прикладной, который будет касаться зерновой экономики в целом и системы торговли зерном и ценообразования на зерно, в частности. Он должен обладать определенными экономическими и техническими характеристиками и предполагать некоторые обязательные шаги по внедрению, основанные на серьезной политической поддержке лидеров стран БРИКС, и активном участии критического числа участников зернового рынка и финансовых институтов.
Более того, сложность этого потенциального проекта заключается в его международном содержании и предполагаемых трансграничных сделках, которые требуют определенного политического консенсуса в рамках БРИКС при движении к намеченной цели. Это связано не только с выбором бизнес-модели торговой площадки, местом ее юридической регистрации, валютой расчетов, высокочувствительными клиринговыми и расчетными решениями и трансграничными операциями, но и с алгоритмом корпоративного управления и процессом принятия решений, технологической политикой и стратегиями, надежной процедурой физической поставки зерна и эффективными инструментами ее осуществления, оперативными арбитражем и комплаенсом и т.д.
Предложение о создании зерновой биржи БРИКС вызвало больше вопросов, чем развернутых на них ответов. Инициаторы этого предложения должны дать подробные ответы на эти вопросы и представить содержательную дорожную карту предполагаемого проекта, чтобы показать, как первоначальная идея может стать реальностью. Экономика такого проекта должна быть разумной, а его бизнес-решения - в высшей степени понятными и приемлемыми для потенциальных участников рынка. В противном случае это так и останется лишь ничем не подкрепленным хайпом.
Д-р Александр А. Белозерцев - президент компании ALEXANDRA, Inc.
С ним можно связаться по адресу: alex.belozertsev@gmail.com
Русскоязычная версия статьи, опубликованной в международном журнале «World Grain» 13 сентября 2024 г. /world-grain.com/articles/20452